Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях

1. Вопрос:

 по какой статье Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) надлежит квалифицировать нарушение субъектом предпринимательской деятельности СанПин 2.3.2.1078 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» и СП 2.3.6.1066 01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» – 6.3 либо 14.43?

Ответ:

нарушение требований упомянутых нормативных актов следует квалифицировать по статье 6.3 КоАП РФ, поскольку Федеральным законом от 27.12.2002 № 184 ФЗ «О техническом регулировании» применение этих актов не предусмотрено (часть 3 статьи 1).

2. Вопрос:

в каких случаях арбитражный суд, рассматривающий дело об административном правонарушении, может учесть при вынесении решения полученные от административного органа или от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дополнительные доказательства, не указанные в протоколе об административном правонарушении или в постановлении о привлечении к административной ответственности?

Ответ:

лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе представлять суду доказательства, опровергающие данные, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении или в постановлении о привлечении к административной ответственности. Административный орган вправе представлять суду дополнительные доказательства в обоснование возражений против доводов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом административный орган не может устранять противоречия в протоколе (постановлении) путем представления дополнительных доказательств.

3.Вопрос:

по какой норме (части 4 статьи 14.1 или части 1 статьи 14.6 КоАП РФ) квалифицируются действия лица, связанные с реализацией по завышенной цене лекарственных средств, которые входят в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Правительством Российской Федерации (на 2013 год – распоряжением от 30.07.2012 № 1378 р)?

Ответ:

за нарушение порядка ценообразования административная ответственность предусмотрена статьей 14.6 КоАП РФ.

4. Вопрос:

в ходе проверки административный орган установил факт реализации одним лицом товара, содержащего незаконное использование нескольких товарных знаков, и составил несколько протоколов по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ. Применяется ли в данном случае при назначении наказания часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ?

Ответ:

в таких случаях правонарушитель может быть привлечен к ответственности за каждый факт административного правонарушения.

5. Вопрос:

с какого момента – с момента незаконной установки рекламной конструкции либо с момента обнаружения административным органом факта такой установки – следует исчислять срок для привлечения к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ?

Ответ:

административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.37 КоАП РФ, не являются длящимися, следовательно, исходя из этого и необходимо исчислять указанный срок.

6. Вопрос:

с какого времени следует исчислять срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 14.43 КоАП РФ?

Ответ:

данное правонарушение не является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня совершения правонарушения.

7. Вопрос:

как квалифицировать нарушение, если реализация продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия техническим регламентам, поставляется без сопроводительной документации (по части 1 статьи 14.8, статье 14.43 или статье 14.45 КоАП РФ)?

Ответ:

в данном случае подлежит применению статья 14.45 КоАП РФ.

8. Вопрос:

каким образом следует определять количество обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в случаях если лицо, привлекаемое к административной ответственности, ранее неоднократно подвергалось административному наказанию за совершение однородного правонарушения и срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, не истек?

Ответ:

независимо от количества случаев привлечения ранее к административной ответственности имеет место повторность совершения административного правонарушения.

9. Вопрос:

образует ли состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, неисполнение предписания органа государственного пожарного надзора об устранении нарушения требований пожарной безопасности, которые на момент проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию не действовали?

Ответ:

наличие у лица, эксплуатирующего здание, обязанности выполнять новые требования пожарной безопасности зависит от конкретных обстоятельств эксплуатации здания. В том случае, если орган государственного пожарного надзора доказал наличие реальной необходимости и возможности исполнения новых требований, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности и постановление о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ являются законными.

10. Вопрос:

каким образом суду следует применять нормы частей 1 и 2 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации, если в ходе одной проверки в деятельности одного субъекта хозяйственной деятельности установлено сразу несколько административных правонарушений, предусмотренных разными частями статьи 20.4 КоАП РФ?

Ответ:

необходимо применять часть 1 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Таким образом, вынесение отдельных постановлений по каждому составу правонарушения (например, отсутствие обучения сотрудников противопожарным мерам – часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ, отсутствие огнетушителей – часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ, отсутствие автоматической установки пожарной сигнализации – часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ) является обоснованным.

11. Вопрос:

должен ли орган пожарного надзора при привлечении лица к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ учитывать, что принадлежащий данному лицу объект недвижимого имущества с выявленными нарушениями правил пожарной безопасности, соблюдение которых требует проведения строительных и иных работ, относится к объектам культурного наследия?

Ответ:

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» содержит запреты в части проведения строительных и иных работ на территории памятника и имеет приоритет перед нормами законодательства о пожарной безопасности. Если орган пожарного надзора при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении не принял во внимание, что объект недвижимого имущества, где были выявлены нарушения требований, выполнение которых приведет к проведению строительных и других работ, относится к объектам культурного наследия, в действиях лица, привлеченного к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ, отсутствует состав правонарушения, в частности такой его признак, как вина.

12. Вопрос:

могут ли в случае нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, руководитель организации или юридическое лицо быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ?

Ответ:

к административной ответственности может быть привлечено как юридическое лицо, так и руководитель организации.

13. Вопрос:

является ли допустимым доказательством протокол об административном правонарушении, составленный по статье 20.4 КоАП РФ в отношении арендатора, если проверка по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проводилась в отношении арендодателя?

Ответ:

в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения поэтому при обнаружении таких данных возбуждение дела об административном правонарушении возможно и в отношении арендатора.

14. Вопрос:

может ли помощник прокурора возбуждать дело об административном правонарушении?

Ответ:

в пункте 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что производство об административном правонарушении возбуждает прокурор или его заместители. Возможность возбуждения таких дел помощником прокурора данная статья не предусматривает.

15. Вопрос: возможно ли оставить заявление административного органа о привлечении к административной ответственности без рассмотрения при наличии обстоятельств, указанных в пункте 9 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации?

Ответ:

положение пункта 9 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в публично-правовых спорах, в том числе о привлечении к административной ответственности, применяется без каких-либо особенностей.

16. Вопрос:

переходит ли обязанность по уплате административного штрафа к реорганизованному лицу в случае, если на дату вынесения постановления о привлечении организации к административной ответственности юридическое лицо изменило организационно-правовую форму (реорганизовалось из закрытого акционерного общества в открытое акционерное общество)?

Ответ:

по смыслу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования к нему переходят все виды прав и обязанностей, в том числе и связанные с привлечением юридического лица к административной ответственности. В таких случаях хозяйствующий субъект, совершивший административное правонарушение, не перестает существовать, а лишь изменяет свою организационно-правовую форму, и поэтому в силу части 6 статьи 2.10 КоАП РФ к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

17. Вопрос:

в соответствии с какой нормой (частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ или частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ) следует квалифицировать нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о платной медицинской услуге (раздел III Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006)?

Ответ:

данное деяние содержит состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

18. Вопрос:

имеется ли состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ, когда товар, содержащий признаки контрафактности, реализуется на экспорт (не изготовителем), в случае перехода права собственности на товар за пределами Российской Федерации?

Ответ:

вне зависимости от места перехода права собственности на товар, содержащий признаки контрафактности, при его экспорте с территории Российской Федерации имеет место состав правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ.

19. Вопрос:

можно ли привлечь к административной ответственности в виде дисквалификации по статье 14.32 КоАП РФ физическое лицо, которое к моменту возбуждения или рассмотрения административного дела сменило место работы.

Ответ:

указанное обстоятельство не является основанием для освобождения лица от административной ответственности в виде дисквалификации за совершенное деяние. На весь срок дисквалификации с данным субъектом не допускается заключение нового договора на осуществление им такой деятельности.